Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
fon

Спортивное ориентирование

Вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности

Записаться
orient
fon

Настольный теннис

Спортивная игра, основанная на перекидывании специального мяча ракетками через игровой стол с сеткой

Записаться
tennis

Набор детей в группы начальной подготовки в спортивном ориентировании

Набор детей в группы начальной подготовки в спортивном ориентировании

Ситдикова А.Р., Россия

Занятия в группах начальной подготовки должны быть организованы знающими педагогику и психологию, имеющими педагогическое образование преподавателями, которые разбираются в межличностных отношениях внутри детского коллектива, понимают способности и потребности детей различных возрастов.

Необходимо, чтобы первый опыт по ориентированию для начинающих был радостным и успешным.

Нужно помнить, что дети начинают заниматься спортом по разным причинам. Если их ожидания оправдываются и ориентирование развивает их способности, как приятный вид деятельности, то они остаются в спорте. Поэтому важно, чтобы все специалисты, связанные с организацией, планированием и тренировкой в ориентировании, рассматривали свою работу с точки зрения удовлетворения потребностей и ожидания в спорте самих детей, а не сужали для них ориентирование до строгих рамок правил взрослых соревнований.

Если вы решили привлечь детей к занятиям ориентированием, то следует начать с выбора школы или нескольких школ района или города. Предпочтение отдается тем школам, которые находятся ближе к предполагаемому месту занятий и имеют пришкольную территорию, огороженную забором. Если вы планируете проводить дальнейшие занятия с детьми на базе школы, то лучше выбрать школу, расположенную рядом с лесом, парком. В школе нужно наладить контакт с администрацией и преподавателями физической культуры, заручиться поддержкой и помощью в организационных моментах. Нужно договориться о месте проведения занятий по теоретической подготовке и согласовать расписание работы спортивного зала, где вы будете проводить игровые тренировки или заниматься при неблагоприятных погодных условиях.

Необходимо заключить договор об аренде помещения (спортивного зала, учебного класса) между Вашей спортивной организацией и общеобразовательной школой.

Когда приглашаете детей заниматься спортивным ориентированием (на первое занятие) заранее подготовьте, а потом раздайте каждому ребенку небольшие приглашения, в которых указано: вид спорта, дни недели, время и место проведения занятий, фамилия, имя, отчество и номер телефона тренера. Такое же приглашение с рекламой можно повесить и в фойе школы, что будет служить детям напоминанием расписания занятий по спортивному ориентированию.

Начинать набор лучше с 3-4 классов. Не желательно набирать детей из первых классов. Обучение в школе в первый год — очень большая нагрузка для ребенка, а увеличивать ее еще и занятиями спортом не стоит даже вопреки желанию родителей. Исключением в таких случаях могут быть дети родителей, которые сами занимаются ориентированием и все равно "таскают" своих детей с собой по соревнованиям. Объединять первоклассников с детьми старшего возраста очень трудно хотя бы потому, что многие из них не умеют читать, писать и слушать.

Вот несколько советов для более успешного набора в группу детей школьного возраста.
1. Лучше всего набирать в группу детей одного возраста или смежных возрастов.
2. Нужно, чтобы в группе были и мальчики и девочки.
3. Для первого знакомства с ориентированием лучше всего провести беседу с просмотром слайдов, фотографий, видеофильмов.
4. После нескольких занятий с детьми нужно обязательно провести родительское собрание (можно приурочить его к собранию родителей класса в общеобразовательной школе). В дальнейшем родители, заинтересованные в том, чтобы их дети занимались, могут оказать вам существенную помощь.
5. С самого начала необходимо приучать детей к регулярным тренировкам и дисциплине, к определенному порядку. Для этого каждое занятие, независимо от этапа, должно строиться следующим образом: приветствие; отметка присутствующих в журнале; постановка задачи занятия; объяснение методов, которыми задача будет решаться; разминка; основная часть занятия; заминка; подведение итогов занятия, информация о следующей тренировке. Посещение занятий должно стать потребностью и приносить удовлетворение. Для этого можно использовать конкурс или «экран посещаемости».
6. Нужно как можно больше занятий проводить игровым методом - больше всего дети любят играть!
7. Не старайтесь сразу же "загрузить" детей понятиями ориентирования. Лучше всего начать с общефизической подготовки, занятия посвятить развитию ловкости, прыгучести и гибкости; в каждой тренировке должны быть подвижные игры. Занятия на местности лучше всего проводить сначала в виде небольших походов, ненавязчиво предлагая детям иногда заглядывать в карту.
8. Желательно летом побывать с ребятами в походе, спортивном лагере. Это необходимо для сплочения группы, знакомства с детьми.
9. Главная задача первого года обучения - приучить детей к регулярным тренировочным занятиям и дисциплине.

Посещение занятий должно стать потребностью для детей и приносить удовлетворение!

Положительными факторами, привлекающими детей и их родителей к занятию ориентированием являются:
- разнообразие методов и типов тренировки;
- разнообразие мест занятий и соревнований;
- частые выезды в лес;
- личные успехи детей на соревнованиях или тренировках;
- общение с детьми других тренеров, объединений и кружков;
- проведение мероприятий, не связанных непосредственно с тренировками;
- хорошая дисциплина на тренировках;
- общение с тренером - взрослым и т.д.

Практика показывает, что наиболее существенными проблемами для тренеров, работающих с детьми из начальных классов, являются следующие:
- большая разница в физической подготовке;
- неподготовленность некоторых детей к коллективным действиям;
- сложность поддержания дисциплины на тренировках;
- внутренние конфликты между детьми

К первой встрече нужно отнестись очень серьезно. Это визитная карточка, и от нее будут зависеть в дальнейшем взаимоотношения с детьми и администрацией.

Самое первое, с чего должен начать педагог дополнительного образования - познакомить детей с ориентированием. Лучше всего провести классный час на тему «Знакомство с ориентированием» (или другим названием на эту тему).

Упомянуть о том, что мы вместе побываем в разных лесопарках нашего города, в других районах города. Те же, кто серьезно увлечется этим интереснейшим видом спорта, смогут побывать и за пределами области. Многим, наверное, понравится, что летом на соревнованиях мы живем в палатках, готовим пищу на костре, купаемся - круглые сутки находимся под открытым небом. Это помогает закалить организм и укрепить здоровье.

Отличительной особенностью наших занятий является то, что они почти всегда проходят на улице: и зимой, и летом. Поэтому, кроме спортивной формы для занятий в спортзале, у детей должна быть форма для занятий на улице по сезону и беговая обувь.

На занятиях понадобятся: любая тетрадь или блокнот, простые, цветные карандаши или тонкие фломастеры, шариковая ручка.

Уверенность и энтузиазм ребенка легко разрушить, если поставленные перед ними задачи слишком трудны и дети с первых шагов в спорте терпят неудачу. Поэтому акцент на первых занятиях нужно делать на развлекательной стороне и успехе воспитанников. Кроме того, не следует забывать, что у ребенка подсознательно заложен страх потеряться в густом незнакомом лесу, как в сказках его детства. Поэтому, если на первых порах занимающиеся хотят проходить дистанцию парами, группами – пускай. Это придаст им чувство большей безопасности. Для спортивного ориентирования на местности (более чем для многих других видов спорта) очень актуальным является принцип безопасности. Первые дистанции должны пролегать по знакомой местности - в городском парке, школьном дворе и т.д., с КП, расположенными в пределах видимости. Район должен быть ограничен четкими ориентирами - дорогами, оградами и т.п.

Обучение должно носить ступенчатый характер, согласовываться с общим развитием ребенка и степенью его физической зрелости. Очень важно не перескакивать ступени и не переходить к следующей, не овладев предыдущей. Наиболее распространенная ошибка - делать слишком много шагов одновременно. Обучение каждому элементу должно строиться по схеме: от умения к навыку. Перейдя к освоению нового умения, необходимо продолжать тренировать уже освоенное.

Приступать к обучению ориентированию лучше всего в начале нового учебного года в спортивном зале или в школьном коридоре. Это, во-первых, безопасно для детей, во-вторых, не нужно искать «заблудившихся». А в третьих, спокойная и знакомая обстановка внутри школы располагает к самостоятельной работе, нет чувства страха и одиночества.

Для подготовки и проведения первых занятий по ориентированию в школьных условиях нужно сначала создать карту-план спортивного зала, коридора, желательно в масштабе М 1:200 (в 1 см-2 метра). На карту нанести все линии, которые нанесены краской на полу, «стенку», окна, двери и все выступы стен. Схему можно рисовать на глазок, даже масштаб можно не указывать. Главное - схема должна быть очень простой, легко читаемой и не содержать никаких надписей, кроме обозначения дистанций. После того как вся площадь зала вычерчена, произвольно врисовывают в масштабе скамейки, маты, спортивные козлы, барьеры и другие предметы, находящиеся в зале.
Примеры карт спортивного зала, пришкольных и детских площадок представлены в приложениях 1 и 2.

Лучшим средством для того, чтобы заинтересовать детей новым для них делом, это провести для них мини-соревнования по ориентированию на пришкольной территории. Для этого очень хорошо подходят соревнования по выбору на ограниченной территории. Проведение этого соревнования не ставит перед собой цели научить, поэтому нужно следить за простотой постановки контрольных пунктов, так как их нахождение не должно вызвать трудностей у юных спортсменов.

Отличный эффект на занятиях достигается, если в спортивный зал пригласить опытного спортсмена и попросить его пройти всю дистанцию с контролем времени. Всем присутствующим в зале надо заранее раздать карты со всеми вариантами и попросить внимательно понаблюдать за всеми действиями ориентировщика. Техника прохождения дистанции сильнейшим спортсменом и все его действия на трассе в зале - самый лучший наглядный пример, который может с успехом заменить долгие теоретические занятия. Как известно, действия лидера на дистанции в лесу - загадка для соперников, тренеров, а в зале - все как на ладони!

Постепенно, в течение года пройдя совместно с тренером и самостоятельно несколько дистанций занимающийся должен научиться:
- уверенно передвигаться в нужном направлении;
- постоянно держать карту ориентированной к местным предметам или сторонам спортивного зала;
- освоить технику быстрого взятия и ухода с КП;
- выработать в себе уверенность, что этот КП - тот, который надо взять;
- научиться выбирать надежную привязку;
- научиться аккуратно и четко заполнять карточку.

В группах начальной подготовки используются эстафеты и подвижные игры небольшой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения т.п. Например, на нарисованной карте класса, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы (парты, стулья), а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам).

Интересно могут проходить уроки ориентирования на пришкольной территории. Одним из основных методических средств для достижения должного эффекта занятий является максимально возможные сочетания обычного набора физических упражнений с ориентированием. В таком случае ученики наряду с приобретением знаний по ориентированию получают нагрузку существенно больше, чем на обычном уроке, за счет волны эмоционального подъема.

Покажите ребятам спортивную карту знакомой им местности. Попросите их догадаться, каким цветом могут быть нарисованы вода, поляна, лес, дороги и т.д. Объясните, что карта - маленькая местность, где все ориентиры зарисованы в виде условных знаков. Каждый ученик, слушая объяснение, должен держать в руках карту.

Учащиеся сами должны попрактиковаться в создании «карты», это облегчит понимание. Предложите ученикам составить карту класса (комнаты, зала), где проходят занятия; придумать и зарисовать условные знаки для всех предметов, находящихся в классе. Учащиеся должны оценить форму помещения (квадрат, прямоугольник и т.д.) и нарисовать на листе бумаги контур «карты» в соответствии с формой класса. Предложите детям представить, что потолок помещения стеклянный. Что можно увидеть сверху?

Ошибки при рисовке неизбежны, поэтому рисовать карту следует простым карандашом, тогда при наличии ластика все ошибки будут сразу ликвидированы, и ребенок останется в хорошем настроении. Когда все ребята справятся с заданием, можно приступать к исправлению ошибок. Преподаватель предлагает всем ученикам проследить за некоторыми ошибками у себя в карте и при обнаружении стереть их ластиком и нарисовать правильно. Самыми распространенными являются ошибки в изображении окон, дверей, шкафов. Обычно они все «лежат» на полу, занимая при этом половину «карты».

Задания:
- найти на карте местонахождение преподавателя;
- отследить пальцем путь движения преподавателя;
- указать па карте расположение КП (преподаватель переносит маленькую учебную призму с одного ориентира на другой).

Примечание: Старайтесь проследить за каждым учеником.

Проведите знаковую эстафету. Вариантов проведения этих эстафет множество, но все они преследуют одну цель - закрепление знания знаков в игровой форме.

Один из способов проведения знаковых эстафет:
Напишите на карточках названия изученных условных знаков. Разделите детей на две команды. Дайте первому участнику в руки карту. Первый участник из каждой подгруппы по команде "марш" добегает до преподавателя вместе с картой, получает от него карточку с названием условного знака, находит его у себя в карте и показывает преподавателю. В случае правильного ответа, спортсмен возвращается к своей команде, передает второму участнику карту, и тот начинает движение. Если спортсмен ошибается, он обегает свою команду и получает новую карточку.

Можно также использовать упражнения «звездочка», «ромашка». И еще многое другое, что вы сами сможете придумать. Главное - заинтересовать детей.

Эту задачу можно решить при помощи различных игр. Все дети любят играть. Придумывайте различные эстафеты с ориентированием, командные игры, "прятки". Старайтесь внести в каждую тренировку элемент соревнования. Соревноваться дети могут между собой по отдельности и целыми командами. Для этой цели подходят игры и эстафеты, не связанные с ориентированием, игры с мячом и просто подвижные игры, соответствующие возрасту и полу. Играйте! Играйте! Играйте!

Но в процессе педагогической деятельности Вы должны помнить, что отвечаете не только за физическую, техническую и тактическую подготовку будущих ориентировщиков, но и за их нравственное поведение, их взаимоотношения между собой и с вами, за их отношение к миру. Нужно в каждом ребёнке видеть способности и помогать ему развивать их. Верить, что все дети стремятся быть лучшими, только не знают и не умеют как, и задача педагога – научить их этому.

Воспитание есть изменение отношений к товарищам, к миру, прежде всего к себе!

Работая в детском коллективе, нужно соблюдать еще ряд правил.
Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.
Не держаться изолированно от детей.
Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения.
Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег.
Не быть безразличным к недисциплинированности детей.
Не заниматься своими личными делами в рабочее время.
Не слушать только себя.
Не позволять равнодушного отношения к детям.
Не потакать ленивым.
Не пытаться выяснить что-либо с помощью силы.
Не вести беседы на запрещённые темы в присутствии детей.
Не срывать своё плохое настроение на детях.
Не унижать детей и не смеяться над ними.
Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же.
Нельзя быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.
Нельзя появляться перед детьми «не чищеным, не глаженым».

Чтобы добиться успеха в своей деятельности педагог должен стать для детей - старшим товарищем - человеком, умеющим чувствовать настроение, разумно реагировать на шалости и непослушание, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию. Для этого нужно знать некоторые закономерности, особенности поведения детей разного возраста.

Очень важным является и то, что Вы несете полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей на занятиях, непосредственно до и после.

Особое внимание нужно уделить здоровью детей. Ни для кого не секрет, что многие педагоги и тренеры не всегда знают о хронических заболеваниях и других отклонениях в здоровье своих воспитанников. Между тем, есть чёткие медицинские противопоказания для занятий спортом и рекомендации, при каких заболеваниях и в какой период их течения следует придерживаться тех или иных нагрузок. Чтобы не оказаться в рискованной ситуации, педагог должен ознакомиться с медицинским заключением школьного врача или участкового педиатра, и только после этого планировать предстоящие физические нагрузки. Кроме того, если есть возможность, нужно поставить занимающихся спортом детей на учёт во врачебно-физкультурное учреждение и внимательно следить за осуществлением медицинского контроля. Это позволит не только сохранить здоровье ребёнка, но и повышать его спортивные результаты.

Набор детей в группы начальной подготовки в спортивном ориентировании
Набор детей в группы начальной подготовки в спортивном ориентировании

Похожие публикации