Психологические особенности личности студентов академии физической культуры различных специализаций и высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков (СДЮСШОР-6)
СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ И
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ – ОРИЕНТИРОВЩИКОВ (СДЮСШОР-6)
В современном спорте высоких достижений, наряду с развитием физических качеств спортсменов, огромное значение уделяется психологической подготовке, развитию личностных свойств.
Проблема психологической специфики вида спорта, спортивного амплуа становится все более актуальной поскольку резервы человеческой психики – одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижении продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Знание тренером психологических особенностей личности спортсмена является необходимой для управления тренировочной и соревновательной деятельностью.
Целью нашего исследования является определить и сравнить психологические особенности личности спортсменов различных видов спорта.
В психологии личности существует большое количество теорий личности таких авторов как З.Фрейд, К.Юнг, К.Родженс, А.Маслоу, Э.Фромм, Дж.Келли А Бандура, Д. Ротер, А.Н.Леонтьев и многие другие. Среди этого многообразия теорий для своего исследования мы выбрали теорию ведущих тенденций личности Л.Н. Собчик, на основании которой была разработана методика ИТО. Индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик является основным методом нашего исследования.
В задачи исследования входило: изучить индивидуально-типологические свойства личности у студентов-спортсменов и не спортсменов, а также сравнить основные свойства личности студентов различных специализаций.
В исследовании приняли участие 198 человек, 117 – девушки, 81 – юноши. Из них: студенты академии государственной службы (ОРАГС) - 80 человек; студенты академии физической культуры (СГАФКТ) специализаций: спортивное единоборство – 28 человек; циклические виды спорта – 32 человека; силовое троеборье – 21 человек; спортивное ориентирование – 21 человек, из которых 7 человек являются учащимися групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства СДЮСШОР-6; а также группа магистрантов – 16 человек.
В результате исследования было выявлено:
1. В личности студентов преобладают акцентуированные черты. При этом наибольшее количество студентов не спортсменов имеют акцентуированные черты по показателям тревожности (57,8%), ригидности (60%) и лабильности (71, 1%). Для студентов СГАФКСТ более акцентуированно выраженными стали пять показателей: сензитивность (56,25%), агрессивность (58,75%), спонтанность (67,5%), лабильность (71,25%) и ригидность (72,5%).
Более половины студентов ОРАГС (51,1%) имеют дезадаптивно выраженную черту экстраверсию, у представителей СГАФКСТ этот показатель (32,5%).
2. Наиболее выраженными стилями межличностного поведения в обоих группах являются коммуникативность (32,4% - СГАФКСТ, 29,2% - ОРАГС) и лидерство (28,4 – СГАФКСТ, 34,7% - ОРАГС). Кроме того, для студентов ОРАГС выраженным стилем межличностного поведения является стиль – конформность. Такие стили межличностного поведения как индивидуализм и конфликтность ярче выражены у представителей СГАФКСТ (18,9% и 21,6%).
3 Студенты всех специализаций обладают достаточно выраженным свойством экстраверсии.. Различия достигли границ статистической значимости между группами спортивное ориентирование и циклические виды спорта (р ≤ 0,05).
Наиболее интровертированными являются студенты специализации спортивные единоборства, наименее - студенты специализации спортивное ориентирование. Различия достигли границ статистической значимости (р≤0,01).
По свойству спонтанность различия достигли границ статистической значимости между студентами групп гиревой спорт (Х=5,92) и циклические виды спорта (Х=4,57) (р ≤ 0,05).
Наименее тревожными являются студенты гиревого спорта и магистратуры, наиболее –студенты циклических видов спорта. Различия достигли границ статистической значимости между группой циклических видов спорта и группами гиревого спорта и магистратуры (р ≤ 0,05).
По свойству лабильности наивысший показатель имеют спортсмены-ориентировщики (СДЮСШОР -6), наименьшим этот показатель является у представителей циклических видов. Различия достигли границ статистической значимости между группами спортивное ориентирование и циклическими видами спорта (р ≤ 0,05).
4. Наиболее сбалансированными показателями гармонично выраженных черт обладают представители циклических видов спорта, а так же спортсмены-ориентировщики, учащиеся в группах СС и ВСМ СДЮСШОР-6.
Наиболее ярко выраженными акцентуированными чертами в группе магистрантов являются ригидность (61,5%) и лабильность (61,5%). Большой процент студентов специализации спортивное единоборство обладают акцентуированными чертами по свойству агрессивности (68,75%) и лабильности (81%, 25%). Среди представителей силового троеборья наибольший процент студентов имеет акцентуированные черты: спонтанность (84,6%) и ригидность (84,6%).
5. Студенты различных спортивных специализаций обладают неодинаковыми стилями межличностного поведения.
Преобладающими стилями межличностного поведения для магистрантов являются коммуникативный и лидерство; для спортсменов циклических видов спорта - зависимость; для студентов специализации силовое троеборье – коммуникативность и лидерство; студентов специализации спортивное ориентирование – коммуникативность и конформность, для спортсменов-ориентировщиков СДЮСШОР-6 – коммуникативность и лидерство.
Результаты данных исследований могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе спортсменов различных специализаций, а также в учебном процессе студентов. Тренерам и преподавателям необходимо обратить внимание на тот факт, что больше половины всех студентов обладают акцентуированными чертами практически по всем свойствам личности, а также большое количество студентов имеют дезадаптивный тип по тому или иному свойству. Тренерам и преподавателям необходимо уметь выявлять данные личности и обращать пристальное внимание на их воспитание, корректировать их стиль поведения, помогать адаптации в обществе и спорте.
Результаты исследования показывают, что студенты-спортсмены нуждаются в психологической помощи и поддержке, как в плане их психологической подготовки в спорте, так и в плане их адаптации в социуме в целом.
Тренеру необходимо изучать психологические особенности спортсмена, знать его сильные и слабые стороны. Данные знания помогут ему улучшить и индивидуализировать психологическую подготовку спортсменов, принять важное решение при отборе на значимые соревнования.