Использование компьютерных технологий в своём тренировочном процессе
В СВОЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
В настоящее время в России идет развитие новой системы образования, что в свою очередь сопровождается большими изменениями в теории и практике учебно-тренировочного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативных технологий, что значительно сказывается на результатах наших воспитанников. Использование персональных компьютеров, компьютерного программного обеспечения, проекторов, интерактивных доск при работе с видеофильмами , помогает не только обучать детей, но и своевременно получать информацию о динамике физических процессов, получать и обрабатывать большой объем информации о своих обучающихся.
Спортивное ориентирование обусловлено интенсивными физическими и умственными нагрузками, направленными на самостоятельное решение ряда практических задач. Оно требует от спортсменов конкретных знаний и умений, связанных с вопросами техники и тактики ориентирования. Для меня, как и для любого тренера техника ориентирования является наиболее важным элементом при подготовке спортсмена, чем обусловлено использование определенных программ в моей работе: OCAD, GPS и программа SportTracks , RoutGadget , Catching Features.
OCAD - это программа для подготовки и вычерчивания карт. Она предлагает обширный набор символов для рисования всех видов карт, таких как карты города, схемы улиц, парков. Для меня основным преимуществом программы является:
-Стандарт условных знаков спортивных карт
-Возможность подготовки разных упражнений и заданий по технике спортивного ориентирования, как для групп тренировочного этапа, так и для групп начальной подготовки
-Преобразование в другие форматы и соответствие уровню ( спортивного совершенствования, начальные группы, тренировочные группы) подготовленности ребенка для теоретической подготовки
-Анализ прошедших соревнований, возможность поделиться и сравнить свой вариант движения с вариантами других спортсменов.
Я использую эту программу во всех группах подготовки .Это позволяет моим обучающимся закрепить и совершенствовать все те знания и умения, которые помогают им в соревновательной деятельности. Результатами чего является призовые места на областном, региональном и всероссийском уровни.
Еще одно техническое устройство которое использую в своей работе с воспитанниками, GPS и программа SportTracks. Применяю в основном в тренировочной группе 4 года обучения. Этот популярный спортивный трекер различает свыше 12 видов спорта и показывает статистику по каждому из них, с разбивкой дистанции на отрезки.
GPS датчик (логгер) – это прибор, с помощью которого можно регистрировать местоположение, скорость и маршрут движения объекта, на котором он установлен, или человека, который носит это устройство с собой.
Спортсмен несет данный прибор с собой, на тренировке , тренер получает возможность проанализировать , какую дистанцию преодолел спортсмен, кроме того, отследить с какой скоростью он двигался на том или ином участке. Объем памяти этих приборов достаточен для проведения 10-12 часов тренировок. При наличии USB и компьютера, позволяет снять информацию с устройства прямо на тренировке. В спортивном ориентировании такая возможность позволяет произвести детальный анализ при прохождении дистанции ,
а также самоанализ на основе треков других спортсменов. Использование данного прибора с пульсометром позволит отследить, как менялся пульс вашего воспитанника при преодолении тех или иных участков дистанции. Программа SportTracks также позволяет вести так называемый «электронный дневник» в котором будет отслеживаться информация с различных GPS устройств одного или нескольких спортсменов, проводить детальный анализ за определенный период проделанной работы. Все это само по себе является стимулом для систематических занятий и контроля тренировочного процесса, вызывая огромный интерес среди детей, и возможность самостоятельно анализировать свой тренировочный процесс. Это так же положительно сказывается на результатах моих воспитанников.
RouteGadget – «Карты и пути»
Эта программа, позволяет участникам соревнований прорисовать свой путь прохождения дистанции без наличия каких либо GPS устройств или загружать маршрут , если такое устройство было в наличии. В каждое соревнование уже загружены различные дистанции и сплиты участников (время прохождения участков между контрольными точками).Исходя из сплитов работает режим анимации в РоутГаджете - можно смотреть кто с кем бежал, когда обогнал, где «гулял».Все это дает возможность и тренеру и спортсмену анализировать действия на дистанции. Использую в группах начальной подготовки 3 года обучения и тренировочных этапов первого и второго года.
Для групп начальной подготовки я применяю Catching Features!!!
Catching Features - самая распространенная игра- тренажер спортивного ориентирования. Можно играть у себя дома в дни отдыха, в плохую погоду, при травме и просто как дополнительную тренировку в заключительной части тренировочного занятия. В игре доступно несколько режимов. Помимо обыкновенных индивидуальных гонок против компьютерных героев, в игре существует два режима с игрой против реальных людей: режим мультиплейера и соревнований в реальном времени. Игра развивает зрительную память, внимательность, движение по опорным ориентирам, скорость чтения карты (время в игре бежит в 4 раза быстрее), запоминания, позволяет пробежать по картам любой страны, так как карты создаются в игре из реальных по программе OCAD. Новичкам помогает научиться читать карту и быстрее помогает освоить такое сложное понятие , как РЕЛЬЕФ. Для старших обучающихся помогает поддерживать техническое мастерство.
Подводя итог можно сказать, конечно все рассмотренные программные обеспечения и устройства не являются какой либо основой в моей работе тренера со своими спортсменами, но сегодня компьютерные технологии можно считать тем самым новым способом передачи знаний, который позволяет качественно и содержательно обучать и развивать наших детей.
Используемая литература
- Акимов В.Г. , Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование , Минск 1977
- Фролова, Л.А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л.А. Фролова // Начальная школа.-2008
- Персональные возможности GPS для массового пользования // http:// www.gps-prfi.Ru 27.06.2008
- Введение в OCAD 8, перевод под редакцией В.Г. Кирьянов, Киев