Педагогическая технология прогнозирования перспективности и отбора в беговые виды спортивного ориентирования
СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Учебно-методическое пособие
Спортивное ориентирование как вид спорта динамично развивается во многих странах мира, вводятся новые виды программы, изменяется формула проведения соревнований, растёт конкуренция между спортсменами как внутри России, так и за рубежом.
Общеизвестно, что спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результат, как правило, определяется по времени прохождения дистанции (в определённых случаях – с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.
Безусловно, что дальнейший прогресс в различных видах спорта, и в том числе в ориентировании, во многом будет определяться совершенствованием системы отбора перспективных спортсменов. Значение отбора, спортивной ориентации и селекции как важных факторов роста спортивных достижений на всех этапах многолетней спортивной подготовки общепризнанно. Поиск инновационных форм прогнозирования перспективности спортсменов, определение информативных и стабильных тестов, используемых при этом – вот те задачи, которые ставят перед собой тренеры и учёные.
Применительно к ориентированию, отбор, спортивная ориентация и селекция охватывают все этапы многолетней спортивной подготовки. На важность повышения эффективности отбора талантливых спортсменов, как на начальных этапах подготовки, так и на этапе спортивного совершенствования указывают многие специалисты.
Это обусловлено тем, что связь между результатами в юношеские годы и последующими достижениями относительно слабая. Необходимость системного изучения данной проблемы в спортивном ориентировании продиктовано также тем, что в возрастном аспекте этап спортивного совершенствования ставит перед спортсменом достаточно сложную задачу – определиться в каком виде он будет в дальнейшем совершенствоваться: в ориентировании бегом, на лыжах или велосипедах.
Анализ научно-методической литературы показал, что спортивный отбор, ориентация и селекция – не одномоментные мероприятия на том или ином этапе многолетнего спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю подготовку спортсмена. Исходя из этого, можно заключить, что внедрение в практику ориентирования научно-обоснованной методики отбора с учётом особенностей соревновательной деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение.